ОГБОУ "СОШ № 20 с УИОП г. Старого Оскола"
город Старый Оскол, Белгородская область

Ваш ребенок – первоклассник! (советы школьного психолога)

Соцподдержка Подготовка
Автор: Кравцова А.В.
Любой первоклассник нуждается в помощи. Присмотритесь, подумайте, какая помощь нужна именно вашему ребенку. Для одних самое трудное – делать уроки, заниматься тем, что нужно, а не тем, что хочется. У других – основная проблема в том, что они не знают и не умеют того, что должны знать и уметь в шесть-семь лет. У третьих сформировалась установка на «отказ от усилия» и они при первой же трудности бросают работу и не могут заставить себя заниматься ею. Общий подход, следуя которому вы не просто будете помогать ребенку выполнять сегодняшнее домашнее задание, но научите его учиться и преодолевать повседневные трудности.
Ваш ребенок - первоклассник
Время, которое вам потребуется, может быть совершенно различным. Некоторым детям достаточно одной-двух недель, другим требуется полгода, возможно и больше.  Но подумайте – всего полгода, и ваш малыш научится получать радость от учения, не будет чувствовать себя несчастным от того, что он хуже других.
Занятия с ребенком-первоклассником должны пройти несколько этапов:
I этап. Как можно больше заданий выполняйте вместе с ребенком. Особое внимание обращайте на то, как, каким способом он делает то или иное задание. Ваша задача: с первых дней не допустить отставания, понять, каких знаний и навыков, которые, ребенок должен был приобрести в дошкольном детстве у него нет, помочь овладеть ими. 
II этап.  Предложить ребенку самостоятельно, не отвлекаясь, выполнить часть работы. Эта часть должна быть небольшой, такой, чтоб он смог справиться сам. Оценить с ним вместе объективно, как  он справился. Не говорите: «Не плохо, но …». Помните, он в самом начале трудного пути. Обращайте внимание на любой, даже незначительный успех, на любое продвижение – тем самым вы учите его оценивать свой труд, сравнивать себя с самим собой. Покажите ребенку свою радость, то, что вы очень довольны им. Ваша задача: помочь ребенку понять, с чем он может справиться сам, а в чем ему нужна помощь, научить его обращаться за помощью, чувствовать радость от преодоления трудностей. 
III этап. Постепенное увеличение объема самостоятельной работы, вплоть до того, что ребенок сам полностью выполняет все уроки. Вы присутствуете в комнате, занимаясь своими делами, но готовы в любую минуту оказать ребенку помощь в выполнении задания.  Ваша задача: оказать ребенку психологическую поддержку, демонстрируя, что он многое уже способен сделать сам, но вы все равно рядом, всегда готовы прийти ему на помощь.
IV этап. Ребенок делает уроки самостоятельно. Ваша задача: оказание помощи в наиболее тяжелых случаях и контроль. Каждый день вы обязательно проверяете выполнение всех заданий (и устных, и письменных).
Опыт показывает – самый длинный и тяжелый (иногда со слезами, криками и протестами) – первый, а самый опасный – четвертый. Часто родители быстро успокаиваются, перестают проверять уроки, а новые навыки еще очень слабы, так что ребенку, как и раньше, необходима ваша помощь.
Вам кажется, что предложенный подход требует от вас ежедневно тратить много времени? Но положа руку на сердце: разве не меньше времени и сил будет занимать борьба за то, чтобы ребенок делал уроки? Разве лучше засиживаться до ночи, пытаясь наверстать упущенное то по одному, то по другому предмету?
Удачи вам, уважаемые родители! У вас все непременно получится!