ОГБОУ "СОШ № 20 с УИОП г. Старого Оскола"
город Старый Оскол, Белгородская область
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность - защищенность информации и информационной образовательной среды от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и информационной образовательной среды.

    Если Вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если Ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи — Дети России онлайн по телефону:

    8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный)

    Цели информационной безопасности школы

    1. Защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц;
    2. Защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации. 

    Нормативное регулирование

    Детские безопасные сайты

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    • Нежелательный контент;
    • кибербуллинг;
    • утрата денег;
    • зависимость.

    Педагогам

    • Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    • Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
    • Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    • Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
    • Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
    • Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    • Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
    • В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
    • Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления

    Кибербезопасность

    Виды киберпреступлений

    1. Финансово-ориентированные киберпреступления Фишинг. Кибермошенники любят собирать низко висящие фрукты, когда предоставляется возможность заразить компьютеры ничего не подозревающих жертв. В подобных схемах излюбленным средством злоумышленников является электронная почта. Суть метода заключается в принуждении получателя письма к переходу по ссылке от имени легитимной организации (банка, налоговой службы, популярного интернет магазина и т. д.). В подобных случаях целью, зачастую, является овладение банковскими данными. Кибервымогательство. Как правило, вначале у пользователя или компании, после загрузки вредоносного кода шифруются файлы, а затем поступает предложение о восстановлении в обмен на денежное вознаграждение (обычно в виде биткоинов или другой криптовалюты). Финансовое мошенничество. Большинство изощренных схем финансового мошенничества связано со взломом компьютерных систем операторов розничной торговли с целью получения банковских данных о покупателях (так называемые целевые атаки) или последующими манипуляциями полученной информацией.

    2. Нарушение авторского права Это одна из наиболее распространенных форм киберпреступлений. В первую очередь в эту категорию попадает выкладка в общий доступ музыки, фотографий, фильмов, книг и т. д. без согласия авторов.

    3. Спам. Чрезвычайно распространенный и многовариантный тип киберпреступлений. Сюда входит массовая рассылка по электронной почте, смс, мессенджерам и другим каналам коммуникации.

    4. Социальные и политически мотивированные киберпреступления. Некоторые типы киберпреступлений направлены на изменения настроений в политической среде или нанесение намеренного вреда или снижения влияния отдельных личностей или группы людей.

    5. Преступления на почве ненависти.Терроризм. Группировки экстремистской направленности и воинственные народы все чаще используют киберпространство для запугивания, распространения пропаганды и иногда нанесения вреда IT-инфраструктурам. Кибербуллинг Это использование компьютеров и подключенных устройств для домогательств, унижения и запугивания личностей. Граница между кибербуллингом и некоторыми формами преступлений на почве ненависти зачастую размыта.

    6. Сетевой груминг. В процессе могут использоваться различные методы общения: смс, социальные сети, электронная почта, чаты и форумы.

    Способы реализации киберприступлений Существует четыре наиболее распространенных способа, которыми пользуются киберпреступники.

    1. Использование вредоносных программ. Вероятно, вы понимаете, что существует множество методов эксплуатации систем, и насколько важно использоваться различными мерами безопасности: устанавливать длинные пароли и делать регулярные обновления.

    2. DDOS атаки, когда злоумышленник пользуется коммуникационным сетевым протоколом для создания огромного количества запросов к
    серверу или службе. В этом типе атак главная цель – вывести из строя объект воздействия.

    3. Комбинация социальной инженерии и вредоносного кода. Наиболее известная форма подобного рода атак – фишинг, когда жертву принуждают к определенным действиям (нажатию на ссылку в электронном письме, посещению сайта и т. д.), что впоследствии приводит к заражению системы.

    4. Незаконная деятельность: домогательства, распространение незаконного контента, груминг и т. д. В этом случае злоумышленники скрывают свои следы посредством анонимных профайлов, шифрованных сообщений и т.п.

    Рекомендации по профилактике киберпреступлений среди несовершеннолетних

    Установите с ребенком доверительные отношения и положительный эмоциональный контакт в вопросе использования сети Интернет. Оговорите с ребенком критический уровень опасности, когда решение в возникшей проблемной ситуации должно приниматься родителями (иным доверенным лицом, обладающим достаточным опытом и познаниями, например, старшим братом или сестрой) либо по согласованию с ними.

    Установленные для ребенка правила работы в сети Интернет должны соответствовать его возрасту и развитию. Применение слишком мягких правил на начальном этапе освоения сети ребенком может повысить риск возникновения у ребенка различных угроз. А слишком жесткие правила либо запреты для ребенкамогут повлечь игнорирование им всяких правил.

    Ребенку для работы в сети Интернет должен быть предоставлен в пользование компьютер со специфически настроенными параметрами. В обязательном порядке на компьютере должно быть установлено и настроено актуальное антивирусное программное обеспечение, установлен и настроен сетевой экран. Родителями должен контролироваться перечень установленного на компьютере программного обеспечения и его настройки.

    Для детей от 7 до 10 лет:

    - посещать только те сайты, которые Вы разрешили;

    - советоваться с Вами, прежде чем совершить какие-либо новые действия, раскрыть личную информацию;

    - сообщать Вам, если ребенка что-то встревожило либо было непонятно при посещении того либо иного сайта.

    - запретите скачивать файлы из Интернета без Вашего разрешения

    - запретите общаться в Интернете с незнакомыми Вам людьми;

    - запретите использовать средства мгновенного обмена сообщениями без Вашего контроля.

    Для детей от 10 до 13 лет.

    - создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;

    - используйте средства фильтрации нежелательного контента;

    - приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета;

    - поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;

    - расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.

    На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты:

    - услуга родительского контроля провайдера, оказывающего услугу доступа в сеть Интернет, позволяющая ограничить доступ кИнтернет сайтам, содержащим нежелательный контент;

    - функции родительского контроля, встроенные в операционную систему (ограничение времени работы компьютера, ограничение запуска программ, в том числе игр);

    - функции родительского контроля, встроенные в некоторые антивирусы (напримерKasperskyInternetSecurity, NortonInternetSecurity), позволяющие контролировать запуск различных программ, использование Интернета (ограничение по времени), посещение веб-сайтов в зависимости от их содержимого, пересылку персональных данных;

    - специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций родительского контроля, например, КиберМама, KidsControl, TimeBoss и другие.

    Подростки в возрасте 14-17 лет.

    - интересуйтесь, какими сайтами и программами пользуются Ваши дети;

    - настаивайте на том, чтобы подросток не соглашался на встречу с друзьями из Интернета;

    - напоминайте о необходимости обеспеченияконфиденциальности личной информации;

    - предостерегайте детей от использования сети для хулиганства либо совершения иных противоправных деяний, разъясните суть и ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности.

    В случае установления фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет в отношении детей рекомендуем родителям не умалчивать данные факты, а сообщать о них в зависимости от ситуации классному руководителю, социальному упедагогу, администрации школы, в правоохранительные органы по месту жительства.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie